История альбома (#history_of_album@melodies_and_rhythms)
Александр Градский – Мастер И Маргарита (2009)
Подписывайтесь на телеграм-канал нашего паблика (t.me/melody_ritmy)
По авторскому определению, «опера в двух действиях и четырёх картинах» Александра Градского 2009 года по одноимённому роману Михаила Булгакова. На сцене поставлена не была, существует в виде единственной аудиозаписи 2009 года, выполненной со звёздным составом. В либретто к произведению были использованы авторский текст Михаила Булгакова, а также стихи Александра Градского и Павла Грушко.
― Вся штука в том, что это слишком любимый сюжет, отсюда ― он долго, больше 30 лет, лежал и около семи лет записывался. Тяжелый сюжет, и надо иметь абсолютную уверенность в том, что ты имеешь право об этом говорить любым языком, даже музыкальным, ― рассказал Александр Градский корреспонденту Радио Свобода в день премьеры. ― Была пьеса, написанная замечательным поэтом, переводчиком, интеллектуалом Павлом Грушко. Он ее принес очень многим авторам, по-моему, девяти или десяти. И сказал: ребята, вот у кого получится... "кто первый встал, того и тапки". Эта пьеса мне очень понравилась. Но она была своеобразна в том смысле, что это как бы его взгляд на Булгакова ― это не был такой Булгаков, как я его понимаю. Мы не то чтобы не совпали ― там были потрясающие вещи, они, собственно, и остались. Грубо говоря, работа эта была задумана как драматический спектакль с музыкой. Поэтому там было много всевозможных отвлечений, которые немножко уводили в сторону. Я начал это делать как оперу, потому что мне неинтересно было делать музыку к драматическому спектаклю. Паша за это время успел уехать в США. Я предложил ему вместе продолжить работу над либретто уже оперы, но Паша сказал: нет, если ты делаешь оперу, делай сам либретто. И мы договорились, что я могу использовать его стихи. В результате литературных источников три: фрагменты его пьесы, мои стихи и, естественно, литературный текст Булгакова, которого просто не хватало в той пьесе. Здесь практически все идет по сюжету книжки, с очень маленькими отклонениями. Некоторых персонажей просто нет, потому что невозможно было уместить их всех в музыкальном произведении. Опера и так идет больше трех часов, слушать довольно тяжело. Иногда просто поется литературный текст, проза. Эта штука оформлена, как книга. Это и есть книга. И она рассчитана на то, что необязательно ее слушать подряд. Почитал ― поставил на полку, на следующий день взял и дальше послушал, потом вернулся к началу…
Александр Градский создавал оперу без спонсоров, за свой счет. Все вокалисты, а их было задействовано более полусотни, хор ансамбля имени Александрова, детский хор "Мандрагора" из города Клин и многие оркестранты работали без всякой оплаты. В числе музыкантов-инструменталистов, участвовавших в создании произведения, ― Игорь Бутман, Дживан Гаспарян, Андрей Гончаров, Эркен Юсупов.
― 200 музыкантов, около 180 человек хора, инструменталисты, ― перечисляет автор. ― Там все первые номера нашей инструментальной музыки. И очень много замечательных драматических артистов, которые, как выяснилось, и поют, и ритмически могут сделать это все блестяще. Коля Фоменко, например, который совершенно блестяще поет Коровьева ― он давно как певец не работает, занимается несколько другой деятельностью, ведет программы. А он замечательно спел (…) Вокальная запись шла всего около четырех месяцев. Красота заключается в том, что на очень маленькие роли, на несколько слов пришли очень большие артисты. Каждый голос ― легендарный и узнаваемый, и характер самого артиста добавляется к тому, что мы знаем о персонаже. Вот это ценно.
О музыкальном феномене Александра Градского рассуждает рок-критик Андрей Бурлака:
― Начинал Градский, собственно говоря, как и все тогдашние музыканты, с имитации, с попыток как-то воспроизвести то, что мы слышали на пластинках, в радиоэфире и так далее. Что его выделяло на фоне многих других ― это, конечно, его безусловная музыкальность. Он ― музыкант с совершенно исключительными вокальными возможностями. Хотя, с одной стороны, это его достоинство в каком-то смысле стало и камнем на его шее. Проблема вокалиста всегда в том, что вокал немножко довлеет над другими возможностями. Я нередко читал и слышал из уст даже самого Александра Борисовича, что Градский ― это такой дедушка русского рока. Но я бы сказал, что он не дедушка и не отец. Саша Градский, с моей точки зрения ― это такой респектабельный, солидный дядюшка русского рока. Поскольку, будем говорить откровенно, в отличие от Макаревича, Гребенщикова, Науменко, Градский не создал школы. Он не создал традиции. Он не создал последователей. Он всегда был яркой, колоритной, но абсолютно уникальной, отдельно стоящей фигурой во всей этой культуре. И в большей степени он не автор, а исполнитель. Он остается в памяти большинства людей песнями, которые не только он написал ― "Как молоды мы были", "Ленточка моя финишная". Это все-таки песни несколько из другой культурной парадигмы. Сам по себе, как фигура, он, безусловно, значителен и убедителен. Он абсолютно самоценен. Я как-то слышал и читал интервью, где он говорит ― вот я общался с тем музыкантом, с этим, мы поговорили и поняли друг друга с полуслова. Это прекрасно! Но слабый гитарист Джон Леннон дал намного больше рок-музыке, чем сильный гитарист Эрик Клэптон, при огромном уважении к обоим. Боб Дилан, который ни петь не умеет, как Градский, ни играть на гитаре не умеет, как Эрик Клэптон, тем не менее, ценен. Градский ― человек вне жанров, вне стилей, вне направлений, вне коалиций, вне каких-то движений. Это человек, который создал некий жанр, который только им одним и представлен.
Исполнители:
Мастер, Иешуа Га-Ноцри, Воланд, Кот Бегемот — Александр Градский
Маргарита — Елена Минина
Иван Бездомный, Левий Матвей — Михаил Серышев
Фагот-Коровьев — Николай Фоменко
Азазелло — Алексей Хабаров
Гелла — Лолита Милявская
Понтий Пилат, римский прокуратор — Андрей Лефлер
Каифа, первосвященник — Иосиф Кобзон
Афраний — Владимир Маторин
Секретарь Пилата — Максим Кучеренко
Кентурион Крысобой — Алексей Петренко
Михаил Александрович Берлиоз — Михаил Котляров
Наташа, прислуга Маргариты — Оксана Беленькая
Николай Иванович («боров») — Владимир Качан
Супруга Николая Ивановича — Любовь Казарновская
Буфетчик Соков — Андрей Макаревич
Алоизий Могарыч — Алексей Конкин
Сосед Алоизия, он же Контролер — Александр Кутиков
Никанор Иванович Босой — Валерий Золотухин
Аннушка — Юлия Рутберг
Доктор Стравинский — Александр Розенбаум
Медсестра — Татьяна Анциферова
Жорж Бенгальский, конферансье — Фёдор Чеханков
Римский — Дмитрий Рябцев
Редактор — Аркадий Арканов
Непременова — Оксана Кочубей
Ариман — Владимир Зельдин
Мстислав Лаврович — Максим Леонидов
Латунский — Алексей Кортнев
Лапшенникова — Елена Камбурова
Аркадий Аполлонович Семплеяров — Олег Табаков
Жена Семплеярова — Людмила Касаткина
«Родственница» Семплеярова — Лариса Голубкина
Шофер — Григорий Лепс
Домработница драматурга Кванта — Мария Градская
Домработница Латунская — Нина Резник
Фрида — Дарья Молчанова
Тофана — Марина Коташенко
Малюта — Александр Раппапорт
Жак, алхимик — Александр Лебедев
Малыш — Миша Ильин-Адаев
Мужчина в Варьете — Сосо Павлиашвили
Продавщица в киоске — Наталья Усатюк
Арчибальд Арчибальдович — Игорь Радов
Следователь — Тарас Калиниченко
Начальник угрозыска — Александр Буйнов
Участковый — Всеволод Шиловский
Опер — Константин Воробьев
Дежурный в милиции — Игорь Рахманин
Дежурная в «Грибоедове» — Марина Лях
Вахтер в «Грибоедове» — Леонид Ярмольник
Дежурный в «Торгсине» — Евгений Маргулис
Продавец в «Торгсине» — Евгений Болдин
Продавщица в «Торгсине» — Амалия Мордвинова
Покупатель в «Торгсине» — Геннадий Хазанов
Старичок в «Торгсине» — Георгий Милляр
Палосич — Виктор Глазков
В ЗАПИСИ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ:
Александр Градский - гитара, фортепиано, ударные, компьютерная верстка, инструментовка, оркестровка
Дмитрий Рябцев - фортепиано, компьютерная верстка, инструментовка,
оркестровка
Виктор Глазков - компьютерная верстка
Юрий Иванов - гармоника
Владимир Васильков - ударные
Андрей Гончаров - трубы
Эркин Юсупов - тромбоны
Игорь Бутман - соло на саксофоне и саксофоны
Дживан Гаспарян - соло на дудуке
Константин Казначеев - соло на скрипке
Михаил Оленченко - соло на гитаре
Симфонический оркестр - дирижер Владимир Симкин
Звукорежиссеры:
Виктор Глазков, Владимир Овчинников, Александр Градский